Click to order
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».
Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Высшей школы «Среда обучения»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ / 6 сентября

Текст как культура

Текст — письменный или устный — ключевой инструмент
взаимодействия человека с миром.
Даже оставаясь наедине с самим собой, или, например, с природой, мы воспринимаем не только в чувствах, но и в словах происходящее и окружающее нас. Мы об этом думаем, планируем поделиться своими впечатлениями с кем-то еще.
«Работа со словом происходит практически всегда»
Работа со словом происходит практически всегда, значит, она органична и естественна. Первое, что мы делаем при появлении на свет — это издаем крик. Во-первых, заявляем о себе, во-вторых, приветствуем этот мир. Здесь мы, кстати, сразу подходим к основной задаче текста — к искусству самовыражения через него и мастерству понимать других.
Я делаю упор на это, потому что в этом ключ. Основные мои профессиональные сферы деятельности — лекции по культуре и по работе с текстами. «Официально» я могу называться культурологом и автором книг и статей. Потому что в этом качестве я занята чаще всего. Через культурологию на своих лекциях по культуре и искусству я помогаю людям понять явления в культуре, течения в изобразительном искусстве, моде или кино, бытовой, художественной или религиозной деятельности всего мира. А в журналистике, то есть в работе со словом — есть возможность выразить миру себя. Донести свои идеи, ценности, взгляды, деятельность.
«В работе со словом — есть возможность выразить миру себя. Донести свои идеи, ценности, взгляды, деятельность»
Итак, слово для нас — естественно и органично, как естественно и органично выражать миру себя и внимать миру самому.
«Но мастерство создания текстов, как коротких, так и объемных, происходит по определенным законам»
Ведь тот прекрасный хаос мыслей и мнений, знаний и взглядов, которыми мы обладаем, невозможно изливать миру сплошным потоком. Все это надо как-то утрясти, гармонизировать, сбалансировать. Вот этому-то и должны быть посвящены труды над созданием текстов. Мыслим-то мы все!

Потому что-то, как мы пишем, произрастает из того, как мы мыслим. То есть тренируя письмо, отлаживаем мысли. А когда мы способны мыслить стройно, легко, понятно и гармонично, то и все остальное у нас выравнивается. И можем не только воспринять культуру как текст, но и выразить это восприятие через слово.
«Работа с текстом это уже не только практический навык,
но и, если хотите, терапия»
Да и умение четко излагать свои мысли полезно вообще всегда. Но дело даже не в этом, хотя, да — и это само по себе прекрасное достижение.
Как быть, как начать писать, когда текст сдать «надо было вчера»? Очень просто — быть. То есть делать. Если вы можете задать вопрос и ответить на него, пересказать историю или описать ситуацию, значит, вы сможете сделать то же самое на бумаге. Как сделать это лучше, проще и интереснее, и можно и нужно научиться.

Пока мы пишем, нам приходится задумываться над этим процессом, одновременно притормаживая мысленный бег. Создавая определенный текст, мы, с одной стороны даем мыслям волю, с другой — сдерживаем их. Упорядочиваем.
Пока мы пишем, нам приходится задумываться над этим процессом, одновременно притормаживая мысленный бег. Создавая определенный текст, мы, с одной стороны даем мыслям волю, с другой — сдерживаем их. Упорядочиваем.
«Все, как в любви — строжим, любя.
Любим, ограничивая»
Одно из звеньев убрать — получится катастрофа! И тут так же. Потому что текст — часть нас, как и часть всего мира, живой процесс, живой организм. В каждом тексте одновременно есть гармония вдохновения, начала, идеи — и стремление к ней как к опыту завершенности.

Поэтому мастерство создания текстов служит и практическим целям, и душевным. Оно для тех, кто изучает культуру и науку, открывает бизнес или уже им обладает, и хочет сам научиться рассказывать о нем, поскольку лучше других в нем разбирается. Для тех, кто должен время от времени писать релизы, эссе, рецензии, статьи. Зачем заказывать тексты о том, что вы знаете или делаете лучше всего, другим? Лучше вас никто не расскажет. А чтобы не писать три страницы там, где достаточно трех строк, чтобы не прибегать к режиму CAPS LOCK или полужирному шрифту, как и !!!трем восклицательным знакам!!! по обе стороны названия вашего текста ради привлечения внимания — и существуют инструменты по работе с текстом.
Для каждой задачи есть решение
Это необходимо для практиков, которым предложили стать теоретиками (художнику по костюмам подготовить лекции, экономисту — стать экспертом в журнале, географу — вести колонку в альманахе, например). Для архитекторов, которым нужно описать или устно представить свой проект, для инженеров, разработчиков и соискателей, претендующих на стипендию, работу или грант. И вообще, всех фрилансеров и «свободных художников».

А также для всех, кому просто хочется научиться высказываться в формате интересного, лаконичного, яркого, информативного и понятного актуального текста. Ведь приемы, которые вы излагаете в тексте, в большинстве случаев применимы и в публичных выступлениях.
Зачем вообще писать?
Тут нам поможет опыт древних — и то, как он выражен в реалиях современности. Когда я говорила об органичности и естественности самовыражения через текст, я именно это имела в виду. Поскольку человеку во все времена и в любой части планеты свойственны исконные, природные действия (ходить, дышать, общаться), то и текст, стало быть, как был неотъемлемой частью жизни в древние времена, так и остается таковой сегодня. Просто принимая иные формы.
«Сегодня, в XXI веке у нас случилось практическое воплощение навыка риторики. Науки, которую в качестве таковой мир узнал еще 2500 лет назад!»
А как явление — еще раньше. Искусство самовыражения через текст (сначала устно, потом письменно) человечество знало еще в Индии, Китае, на Ближнем Востоке несколько тысяч лет назад. Пишу это, и мурашки по коже!
Почему я говорю о риторике как о науке в возрасте 2500 лет? «Отмотайте» это время назад. Это Античность, древние греки, гедонизм, расцвет наук и искусств. Расцвет потому в Средиземноморском бассейне разнообразнее климат и ландшафт. Географически и климатически урожая больше, чем у нас в среднем в пять раз. А значит, больше времени на размышления, философии, и на то, чтобы ею делиться. Потому именно там и тогда эти знания и умения — красноречиво высказываться — обрели вид науки. И искусства.
«И если полководец удерживает или расширяет границы государства стратегически и силовыми методами, то оратор делает то же самое — словом»
Систематизированные знания об этом в дисциплину облек Аристотель, назвав риторикой. Фигура ритора — оратора — по степени важности в тогдашнем мире была второй в государстве сразу после императора-полководца.
Высший пилотаж! Вопросы власти, управления, влияния, возможности повести за собой большое число людей — не силой, а верно выраженной мыслью. Вот это да! Отсюда важнейший закон владения словом — речь должна была быть убедительной. Чтобы поверили, чтобы люди добровольно шли за произносящим ее. Потому и учились риторике 14 (!) лет.
«Важнейший закон владения словом — речь должна была быть убедительной»
«Чтобы научиться хорошо писать, нужно очень много читать»
Этой долгосрочности есть объяснение. Что важно выступающему? Кругозор, грамотность и правильность речи. Кругозор расширяется количественно — чем больше читаем, тем больше получаем возможностей применять усвоенные в чужом опыте знания. Я часто признаюсь, что по-хорошему, я могла бы просто сказать своим слушателям всего одну фразу: «Чтобы научиться хорошо писать, нужно очень много читать». И все. Но этого, конечно, недостаточно, люди ищут практических знаний и их применения. Ну хорошо, про древность ясно.
«А что про сегодня?
Мы общаемся не только вживую, но и в Интернете»
Любой, кто так или иначе сталкивается с необходимостью — хочу надеяться, часто приятной — взаимодействовать с другими, все чаще делает это, во-первых, в письменном виде в разных онлайн-форматах, во-вторых, обращаясь к большой аудитории незнакомых людей. Если раньше сотрудник чего бы то ни было, или свободный художник, взаимодействовал непосредственно с теми, кто лично к нему приходит, кто с ним работает или консультируется по каким-то вопросам, то сегодня мы чаще всего общаемся с теми, кого и не видим даже. Мы создаем и ведем свои блоги — личного, творческого или сугубо профессионального характера. Мы открываем сайты, пишем туда. Мы пишем релизы или анонсы предстоящих событий в наших компаниях, владельцами или сотрудниками которых являемся. И не всегда нужно и можно отправиться за отдельным высшим образованием для того, чтобы учиться делать это хорошо. Но ведь это надо делать хорошо! Чтобы быть убедительными. Чтобы наша речь для выступления или письменный текст убеждали аудиторию с нами познакомиться, подружиться, завязать полезные и приятные отношения в любой сфере. Иначе действительно — молчание — золото.
«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет, смысл сосредоточиться на точности вашего языка»
Про важность слова и мастерства самовыражения преотлично высказался Бродский в своей речи перед выпускниками Мичиганского университета год спустя после получения им Нобелевки. Самый первый пункт из списка «рекомендаций» как раз касается мастерства самовыражения через текст. И я рада, что наши мнения с Бродским совпали, не зря я так его люблю. Вот кусочек оттуда:
«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет, смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху — хотя впоследствии возможно и это, — и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Словари, однако, имеют, первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них (снабженные лупой) стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма».

В общем, мне не верите — послушайте хоть Бродского.
Материал подготовила Юлия Милович-Шералиева, преподаватель, автор курса «Мастерство создания текста»
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.